Фундамент для откатных ворот

Несмотря на то, что устройство фундамента для откатных ворот — несложный и не слишком трудозатратный процесс, необходимо помнить, что его монтаж не менее важен для конструкции, чем укладка фундамента для дома. От качества проведенной работы, используемого материала, соблюдения технологии зависит срок эксплуатации и прочность сооружения, ведь ворота поддаются не только эксплуатационным нагрузкам, но и постоянному влиянию внешней среды.

Какие фундаменты предпочтительны для откатных ворот?

Существует три основных типа откатных ворот:

  • консольные;
  • подвесные;
  • на колесиках.

Самой важной частью для их прочности и устойчивости является фундамент, который для откатных ворот является армированным бетонным блоком, по нему двигаются створки на роликовых опорах. Его закладывают с внутренней стороны в ту сторону, которую двигаются ворота при открывании. Главное задание фундамента – усиливать строение. Чем тяжелее ворота, тем более мощным должен быть фундамент. Именно с этого начинается бетонирование ворот.

То, какой должна быть основа в откатных воротах, обуславливается грунтом, условиями окружающей среды и тем, каким образом они будут эксплуатироваться.

Фундамент под откатные ворота может быть:

  • монолитным единым — арматуру закладывают ровно по горизонтали, швеллер параллельно ходу ворот. Такой каркас фиксируют и бетонируют;
  • свайным монолитным;
  • на винтовых сваях.

Устройство начинается с того, что проводят разметку под траншею. Длинна бетонной основы со стороны отката должна быть такой же, как ½ ширины проезда. Глубина траншеи зависит от того, насколько промерзает земля, и не должна быть менее 180 см. Если она будет меньше – возможен перекос конструкции при пользовании. Минимальная ширина фундамента под ворота – 60 см. Закладной элемент может изготавливаться из швеллера или арматуры при помощи сваривания всех частей вместе так, как заложено в схеме. Швеллер изготавливается из металла, стойкого к низким температурам и коррозии.

Можно использовать товарный бетон и бетонную смесь сделанную своими руками для бетонирования ворот.

Для ворот можно использовать как самодельную бетонную смесь, так и товарный бетон. Лучше всего использовать бетон марки выше М-500, с частичками щебня до 3-4 см. Песок в таком растворе не должен превышать 30%. Если откатные ворота сооружаются зимой, необходимо использовать специальные добавки. Арматура такой конструкции не должна быть тоньше 1,2-1,4 см. После того как фундамент уже залит, необходимо дать ему время для усадки (как минимум неделю). Состав фундаментов:

  • песок;
  • щебень;
  • арматура;
  • цемент;
  • вода;
  • швеллер.

Водоцементное соотношение и количество песка зависят от желаемой прочности конечного раствора. Прочность готового бетонного фундамента проверяют ударами молотка после усадки, при этом бетон не должен крошиться. Верх фундамента не должен быть выше уровня остального покрытия, иначе нижний уровень устройства может быть слишком высок либо будет тереться о землю. Для того, чтобы заложить фундамент требуется иметь следующий инвентарь:

  • рулетку;
  • лопаты (штыковую и совковую);
  • уровень;
  • ножовку;
  • молоток;
  • бетономешалку;
  • сварку;
  • лом;
  • угловую шлифовальную машину.

Перед началом монтажа фундамента необходимо поставить столбы для опоры ворот. Они могут изготавливаться из разного материала: от дубового бруса до стальной трубы. Такой столб вкапывается в грунт на глубину промерзания земли. Установленные столбы укрепляются бетонной смесью. Если они сделаны из кирпича, необходимо устанавливать закладные.

Как сделать каркасно-монолитное основание?

Каркас – это конструкция, которую составляет металлическая арматура. С его помощью происходит распределение напряжения в бетонном фундаменте, что влияет на износостойкость последнего. В устройстве самодельного фундамента наиболее подходит арматура, диаметр которой находится в диапазоне 1,6-2 см. Ее соединяют в единую конструкцию при помощи сварки либо вязки. Каркасно-монолитное основание необходимо в тех случаях, когда местность не поддается постоянным сезонным изменениям.

Разметка местности

В первую очередь необходимо определиться, куда именно будут открываться ворота. Нужно помнить, что створка будет двигаться внутри территории, поэтому нужно позаботиться, чтоб ее движению ничего не мешало (например, растения).

Траншея

Длинна бетонного блока = ½ ширины проезда. Ширина – 0,5-0,6 м, глубина – примерно 1,8 м (в случае средних показателей низких температур). Песок на дне котлована следует хорошо утрамбовать.

Каркас из арматуры

Арматурный каркас должен быть немного меньше по размеру, чем траншея, чтоб его помещение туда не было проблематичным. Готовая конструкция кладется внутрь котлована арматурой вниз, и закрепляется таким образом, чтоб швеллер по максимуму касался опорного столба. Швеллер равняют горизонтально воротам.

Нижний уровень откатных ворот не должен быть ниже 50 мм. Если управление откатными воротами будет происходить автоматически, то проводка должна быть заложена перед бетонированием, так как она проходит сквозь швеллер.

Заливка бетоном

При бетонировании необходимо следить, чтоб раствор не закрывал полностью закладную. Раствор: 1 (цемент) : 4 (щебень) : 3 (песок). В сухую смесь добавляется вода. При использовании армированного каркаса для раствора можно применять бетон марки М-400, речной песок и гравий, частички которого имеют размер 2-3 см.

Этапы бетонирования

Бетонирование проходит в 4 этапа, при каждом из которых котлован заполняется на четверть. После каждого слоя смесь уплотняют, чтобы под швеллером в итоге не было пустот, которые уменьшают прочность конструкции. После бетонирования фундаменту необходимо 7-14 дней для усадки. Наиболее прочным бетон становится примерно через месяц. После этого уже устанавливают откатные ворота.

Как сделать свайное основание?

Если земля под фундамент проблемная (например, болото, глина, близкие грунтовые воды), укладка монолитного каркасного фундамента весьма проблематична. В таком случае отличным выходом будет свайный фундамент: монолитный или винтовой:

  • Монолитный. Армируются монолитные столбы, соединенные швеллером. На него устанавливают основание под ролики. Расстояние от опоры к опоре рассчитывается специальной формулой. Под эти опоры делают углубления глубиной до 2 м, их связывают между собой небольшим рвом, в который помещается закладная деталь.
  • Винтовой. Является экономично выгодным вариантом. На его установку необходимо меньше времени. Сваи изготавливают из оцинкованного металла или бетонируют — таким образом увеличивают срок службы. Внутрь заливается бетон, после чего они помещаются в землю. Это относительно новый вид работ, который позволяет устанавливать ворота в тот же день, что осуществляется и укладка фундамента. В то же время их эксплуатационные свойства не проверены временем, отчего нельзя быть уверенным в их долгой износостойкости.

Как сделать закладной элемент?

Закладной элемент делают двумя способами:

  1. Арматуру сваривают из длинных штырей в раму в виде буквы «П». Она закрепляется небольшими прутьями длиною в 0,3-0,4 м. Дальше к этому сооружению приваривают сверху швеллер. Такая конструкция называется «банкетка».
  2. Швеллер 20 выступает основой, к которой приваривают длинные (1 м) армопрутья, что закрепляются между собой короткими частями. Длина швеллера равна длине котлована. В таком варианте можно использовать не арматуру, а металлические уголки. От этого конструкция будет более прочной.

После изготовления закладной помещаем ее в траншею, фиксируем и бетонируем. Закладная укладывается в уровень чистого пола.

Заключение

Фундамент для откатных ворот – основа прочности и износостойкости вашего сооружения. Их существует три вида: монолитные, свайные монолитные и винтовые. Для укладки фундамента необходимо использовать бетон высокой прочности, а также четко следовать рецептуре.

При устройстве ворот в благоприятных грунтах можно использовать каркасно-монолитное основание, суть которого в том, что из арматуры и швеллера делают закладную, которая впоследствии бетонируется. Если грунты имеют дефекты, воды способны подмывать фундамент, целесообразно установить свайные или винтовые варианты. При установке закладной необходимо следить, чтобы швеллер не был ниже или выше уровня земли — это одна из самых распространенных ошибок.