Ресайклинг асфальтобетона

При строительстве дорог, половина сметных средств уходит на приобретение материала для изготовления асфальтобетона. Стоимость материала обусловлена затратами на добычу и транспортировку. Ресайклинг (повторное использование) помог бы: сэкономить, создать безотходное производство, уберечь окружающую среду, сохранить ресурсы.

В странах, где запасы сырья ограничены, 90% асфальта используют повторно. В США асфальтобетон – самый перерабатываемый продукт. Его снимают с дорог, обрабатывают специальными машинами, и получают готовый материал, который станет вторично использованным асфальтобетоном. Для ресайклинга бетона необходимы специальные установки – рециклеры асфальтобетона.

Что такое рециклер?

Рециклер асфальтобетона – мобильная установка, которая перерабатывает использованный асфальт в смесь для вторичного использования. Существует несколько видов рециклеров: установки горячего/холодного ресайклинга и мобильные установки. Основные отличия между ними – размер и технология переработки.

Остановим внимание на мобильных установках. Подобные мини-машины востребованы в дорожном строительстве по двум причинам:

  • это дешевле, чем закупка нового асфальта;
  • переработка использованных дорожных покрытий осуществляется прямо на месте, использованный асфальт не нужно дополнительно утилизировать.

При капитальном ремонте дорожного полотна, когда асфальт снимают и укладывают заново, рациональнее использовать рециклер асфальтобетона (можно даже взять напрокат), чтобы ускорить процесс, уменьшить траты и уберечь свалки от скопления ненужного асфальта.

Вернуться к оглавлению

Горячий ресайклинг

Асфальтирование с помощью горячего ресайклинга.

Асфальтовое покрытие подвергается ежедневным механическим нагрузкам. Они вызваны интенсивностью движения автомобильного транспорта, его массой. Результат – ямы, трещины, истощение поверхности. В городе проблематично затевать ремонты (длительность процесса, блокирование движения), а продлить срок использования асфальта нужно. При помощи горячего ресайклинга можно максимально быстро регенерировать дорожное покрытие.

Верхний слой асфальта нагревают до 150 °C батареями инфракрасного излучения, материал смягчается. Дорожное покрытие разрыхляют до нужной глубины. Затем его покрывают смесью, которая дополнительно укрепляет, восстанавливает толщину и утерянные свойства полотна. Корректирующая смесь состоит из минеральных и вяжущих веществ. Ее перемешивают и воздействуют на нее высокими температурами, соединяют с переработанным асфальтом. На прогретое дорожное полотно укладывают готовый материал специальный укладочным брусом. Затем покрытие дополнительно уплотняют катком.

Вернуться к оглавлению

Чем хороша технология?

  • Асфальт восстанавливается в короткие сроки.
  • Не нужно задействовать целую бригаду строителей.
  • Ремонтные работы займут всего один день.
Вернуться к оглавлению

Холодный ресайклинг

В мобильной установке готовят специальную суспензию. Ресайклер толкает мобильную смесительную установку перед собой и наносит на поверхность регенерирующую смесь. Она добавляет асфальтобетону плотности и устойчивости. Слой (из смеси) уплотняют катком. Затем полотно профилируют, повторно уплотняют виброкатком и укрепляют битумной эмульсией. Технология хороша:

  • отсутствием влияния на экологию;
  • малым расходом энергии;
  • качественной регенерацией асфальта;
  • сохранением целостности грунта.

Холодная техника регенерации бетона выполняется за 1 проход ресайклера и не деформирует грунт. Такая технология считается наиболее приемлемой по соотношению цена/качество.

Вернуться к оглавлению

Устройство и принцип действия рециклера

Установка рециклера похожа на прицеп (размещается на колесной базе), поэтому ее легко перемещать с одного места работ в другое. Процесс ресайклинга (регенерации) асфальтобетона таков:

  • через люк (находится в передней части оборудования) загружают использованный асфальт;
  • двигатель внутреннего сгорания (бензиновый или дизельный) запускает специальный барабан в рециклере;
  • куски старого дорожного покрытия дробят в барабанах;
  • асфальт нагревают в процессе дробления;
  • система лопастей перемешивает нагретую измельченную смесь;
  • смесь выгружают через второй люк (находится в задней части оборудования).

После переработки получаем готовую асфальтовую смесь, которую можно сразу укладывать.

Вернуться к оглавлению

Какими бывают рециклеры?

ПМ-107

Рециклер ПМ-107 применяют для разогрева асфальтовой смеси, ремонта дорожного полотна и ямочного ремонта. Он перерабатывает старый асфальт, разогревает ранее приготовленное сырье, готовит литые смеси из инертных материалов. Особенность: установка мобильна, перемешивает смесь без помощи трактора. Основные характеристики:

  • время разогрева – до 15 минут;
  • может загрузить 350 кг материала;
  • температура разогрева – 200°С.
Вернуться к оглавлению

ЕМ-3200

Рециклер ЕМ-3200 применяют для ремонта дорог технологией литого асфальта. Особенность: устройство прицепного типа, нужна автотракторная техника для передвижения. Загружает готовые смеси литого асфальта, доставляет смесь к месту работ. Перерабатывает старые фракции асфальта, готовит литые смеси из инертных материалов, транспортирует горячий битум (вещество, которое применяют в дорожном строительстве). Основные характеристики:

  • производительность – 1,2 т/час;
  • емкость топливного бака – 36 л,

У современных устройств для ресайклинга отличаются объем барабана, мощность и внешний вид. Это определяет скорость переработки дорожного полотна за единицу времени. Для разного типа ремонта (локальный или масштабный) можно подобрать соответствующий тип установки.

Вернуться к оглавлению

Купить или арендовать?

Если вы – фирма, которая специализируется на ремонте дорог (либо задействованы в этой сфере), то следует купить установки для ресайклинга. Подобрать тип ресайклера (холодный/горячий/мобильная установка) поможет продавец-консультант. Сообщите ему о цели покупки и прислушайтесь к совету эксперта. Таким образом:

  • Вы сэкономите. Если пересчитать сэкономленные средства за несколько месяцев/лет, можно купить ресайклер для каждого сотрудника.
  • Вы поможете окружающей среде. Во-первых, это важно. Во-вторых, вы повысите престиж своего предприятия.
  • Вы ускорите процесс регенерации дорожного покрытия.
  • Вы будете идти в ногу со временем.
  • Вы поддержите безотходное производство.
Если использовать собираетесь только раз, то конечно лучше арендовать.

Если ресайклер нужен для разового использования, то арендуйте его. Нет никакой потребности тратить лишние деньги на установку, которой хотите воспользоваться единожды. Более рациональный способ: заказать услугу регенерации дорожного покрытия у фирмы, которая купила ресайклер. В случае постоянного использования установки (малый бизнес, личные потребности), можно приобрести установку в интернете или специализированных магазинах. Определиться с типом установки поможет продавец-консультант, либо вы можете ознакомиться с функциями и типами в интернете самостоятельно.

Вернуться к оглавлению

Заключение

Само явление ресайклинга сейчас набирает обороты. Переработать можно абсолютно все, да еще получить от этого выгоду. Ресайклинг асфальтобетона – сложный процесс, помощник в котором – рециклер асфальтобетона. Регенерация бетона решает сразу несколько важных вопросов, таких как:

  • экологический (вторичная переработка асфальта);
  • экономический (экономия на материале);
  • вопрос удобства (не нужно надолго перекрывать движение и затягивать ремонтные работы);
  • вопрос времени (наиболее быстрый способ восстановления дорожного покрытия).