Трубы из бетона

Бетон является распространенным строительным материалом. Вместе с тем? он используется в качестве основы для создания элементов канализующих систем, по которым перекачиваются различные, в том числе и агрессивные жидкости. Бетонные трубы обладают гладкой внутренней поверхностью, они прочные, устойчивые к воздействиям и чрезвычайно долговечные.

Преимущества и недостатки

Трубы из бетона обладают высоким сопротивлением к коррозии и химически агрессивным составам. Они способны выдерживать нагрузки, которые запредельны для вариантов из полимеров. Им присуща механическая прочность, которой не обладают керамические трубопроводы. Бетонные продуктопроводы в тяжелых условиях эксплуатации обладают высокой удельной прочностью, стойкостью к длительному переменному воздействию влаги и температур, конструкционной стойкостью к формированию трещин, деформациям и изгибанию, а также водонепроницаемостью. Бетонная труба не зарастает (более 50 лет), так как обладает гладкой плотной износостойкой поверхностью.

Нормативная точность изготовления позволяет герметично стыковать элементы канализующих систем. Использование специальных резиновых уплотнителей обеспечивает снижение трудоемкости работ и расходов на монтаж. Значительный вес труб из искусственного камня позволяет им с успехом противостоять выталкивающим силам, которые воздействуют на них во время оттепелей, паводков и пучений грунтов в морозы.

Тяжелые марки бетонов (от В30 и выше) обеспечивают высокие параметры морозостойкости (от F50 до F300) и водостойкости (от W4 до W6) продукции. Также эти трубопроводные изделия не горят и не плавятся. Длительность непрерывной эксплуатации таких трубопроводов составляет более 100 лет. К недостаткам следует отнести значительный вес и недостаточную прочность по сравнению с продукцией из железобетона.

Для чего предназначаются?

Магистраль в канаве.

Основная сфера применения — формирование заглубленных до 10 метров трубопроводов, канализующих жидкости различного назначения и агрессивности. Это могут быть дренажные, водопроводные, хозяйственные, производственные, канализационные, ливневые и мелиоративные системы. Также в трубах могут «запираться» подземные реки. Такие самотечные и напорные коллекторы могут проходить под автомобильными, железнодорожными путями.

Трубы дорожные железобетонные используются для устроения проходных гидротехнических и инженерно-технических пересечений в насыпях под полотном транспортных магистралей. Также трубами из бетона оснащаются инженерные сети мостов, зданий. В бетонном микротоннеле, образованном ими, могут размещаться кабельные сети и трубопроводные коммуникации, в том числе и водоотведения.

Виды

Бетонным трубам придают нагрузочную прочность, которая определяет возможную степень их заглубления (5 классов нагрузки для глубины 2/4/6/8/10 метров соответственно). Из них формируют напорные (под давлением) и безнапорные (самотечные) трубопроводы. Также продукция различается формами поперечного сечения, длиной, конструкциями стыковочных узлов, диаметром, вложенными внутрь материалами.

По методу стыкования изделия подразделяются на фальцевые и раструбные. Трубой большого диаметра считается продукция с сечением до 550 см, а малого — от 50 см до 110 см. Герметичность соединения элементов бетонного трубопровода обеспечивают герметики, резиновые уплотнительные кольца, битумированная пенька, специальные конструкции на концах.

Напорные

Трубы напорные бетонные ТН 140-III.

В них транспортируются жидкости под давлением, создаваемым насосными станциями. Часто — это трубопроводы канализации и водоснабжения с высокой пропускной способностью. По величине давления, для которого предназначена бетонолитная труба, их подразделяют на высоконапорные (до 25 атм.), средненапорные (до 20 атм.), низконапорные (до 10 атм.).

Материал, способный длительное время работать при таких давлениях — портландцемент от М400 и выше. Конструкция изделий бывает и раструбной, и цилиндрической. В раструбной круглой трубе могут стоять полимерные и стальные сердечники. По ним допускается перегонять жидкие слабоагрессивные компоненты, нагретые до 400 град.

Безнапорные

Трубы безнапорные фальцевые.

В них жидкости движутся самотеком за счет уклона, создаваемого при проектировании трасс. Часто — это трубопроводы подземных вод, бытовой и ливневой канализации. Системы формируются трубой фальцевого или раструбного типа. Вяжущая основа бетона — шлакопортландцементы, быстротвердеющие и обычные портландцементы, сульфатостойкие и специальные стойкие к коррозии компоненты.

Состав бетонных систем

Место установки составных элементов трубопроводных систем — траншея, профиль которой обеспечивает проектный уклон. Формирование трубопровода предусматривает создание смотровых колодцев через 50 – 100 метров. Бетонолитная труба стыкуется с другими подобными компонентами подвижным или жестким образом через торцевой раструб или фальцевый профиль. Резиновые кольцевые уплотнители обеспечивают гибкое соединение. Бетонное изделие фиксируется к системе неподвижно, когда применяются герметики и битумированная пакля. В последнем варианте стыкования используются фиксирующие цементные растворы.

Маркировка и размеры

Бетонную трубу маркируют цифро-буквенным кодом, к примеру, ТБ 60.20-2. Буквы определяют тип трубы, первая цифра — внутренний диаметр (см), вторая цифра — длина (дм). После дефиса указан класс нагрузки. Так, маркировка ТБ 60.20-2 означает: раструбная цилиндрическая труба, которая имеет стыковое соединение, уплотняемое герметиками. Ее внутренний диаметр — 60 см, длина — 200 см, имеет второй класс по несущей нагрузке, применяется в обычных условиях.

Последней в маркировке может быть указана дополнительная информация об условиях применения изделия. К примеру, для экстремальных сред используются бетоны различной плотности: нормальной — «Н», повышенной — «П», особой — «О».

Пригодность к виду среды характеризуют признаки: кислотная — «К», щелочная — «Щ» и пр. Таким образом, фрагмент трубопровода с маркировкой ТБС 100.20-1-ПЩ — это раструбная круглая труба, имеющая ступенчатую стыковку поверхностью втулочного среза трубы, которая уплотняется кольцами из резины. Ее диаметр — 100 см, длина — 200 см, первая группа нагрузочной способности. Произведена из бетона повышенной плотности, через нее может прокачиваться щелочная среда средней агрессивности.

Длина и диаметр изделий зависят от типа единицы продукции. К примеру, трубы типа ТФП (с подошвой для сопряжения встык) для проходов от 1 до 1,6 м имеют длину 500 см, для прохода 2 м — 450 см, а для диаметра 240 см — 300 см. Изделия типа ТС (со ступенчатой поверхностью стыка) выпускаются длиной 250 см и 500 см в случаях, когда внутренний диаметр составляет 40, 50 и 60 см, а продукция длиной 350 см и 500 см выпускается диаметром 80 – 160 см.

Заключение

Трубопроводы из бетона имеют прочные и герметичные конструкции, которые надежно эксплуатируются в течение многих десятилетий. Безаварийное применение труб обеспечивается соответствием между их предназначением и условиями использования.